6 августа - день рождения Энди Уорхола
«Энди Уорхол, чой ты вьешься
Над моею головой?
Ты добычи не добьешься,
Энди Уорхол, я не твой…»
(с) к/ф «О чем говорят мужчины»
Многим зрителям запомнилась проникновенная песня, исполненная «Квартетом И» для фильма о разговорах мужчин среднего возраста. Но вот кто такой Энди Уорхол (1928-1987), чем он известен и почему стойко ассоциируется с современным искусством до сих пор – знают далеко не все.
6 августа – день рождения этого легендарного художника, сделавшего лучшую рекламу супу "Кэмпбелл" и раскрасившего в кислотные цвета поп-арт портреты Мэрилин Монро, Мао Цзедуна, Владимира Ильича Ленина и всех-всех-всех.
Настоящее его имя – Эндрю Вархола (Andrew Warhola), родился он в далеком 1928 году в городе Питтсбург. Уорхол был художником, продюсером, дизайнером, писателем, коллекционером, издателем журналов и кинорежиссёром; с его легкой руки родилось направление поп-арта, и, безусловно, искусство двадцатого века без Энди было бы совсем другим.
В третьем классе Энди заболел хореей Сиденгама, известной также как «пляска Святого Витта». Это заболевание, поражая нервную систему, вызывает непроизвольные движения конечностей и отдалённо напоминает гротескный танец. Вот откуда на коже Уорхола его знаменитая пятнистость, а в характере – заметная ипохондрия. Впрочем, постельный режим пошел ему на пользу – подросток много рисовал и создавал коллажи из журнальных вырезок.
По мнению Уорхола, лучше всего продавать образы массовой культуры – портреты кинозвёзд и других знаменитостей, изображения всем известных марок пищевых продуктов. И он не прогадал. Его портреты Мэрилин Монро, Мика Джаггера и других, не говоря уже о рекламе супа «Кэмпбелл» активно используются и в наши дни – как принты для футболок, элементы афиш и т.д.
В 1969 году Энди Уорхол основал журнал «Interview», где знаменитости брали интервью у знаменитостей, что создавало атмосферу непринуждённого разговора по душам. Журнал был посвящён теме кино, но в середине 1970-х в сферу его интересов также вошли мода, искусство, музыка и другие аспекты поп-культуры.
Уорхол был создателем и продюсером рок-группы «The Velvet Underground», которая сильно повлияла на развитие панк-рок музыки несмотря на то, что её пластинки продавались небольшими тиражами. Шутят, что мало кто покупал пластинки «The Velvet Underground», но каждый, кто купил, основал свою собственную группу.
Основанная Уорхолом студия «Фабрика» на Манхэттене была не только центром массового (по 80 работ в день!) создания произведений искусства, но и местом сбора всей творческой тусовки Нью-Йорка. Атмосфера креатива и вседозволенности притягивала к себе интеллектуалов, голливудских звезд, драматургов, богемных бродяг, словом, совершенно разных и непредсказуемых людей. Золотые дни «Фабрики» закончились в 1968 году, когда Валери Соланас, радикальная феминистка и член Партии по уничтожению мужчин выстрелила в художника несколько раз, после чего вышла на улицу и сдалась полицейскому со словами «Я стреляла в Энди Уорхола». После этого эпоха безбашенных шестидесятых подошла к концу… Уорхол не стал подавать на дамочку в суд, несмотря на то, что ему пришлось долго лечиться и носить специальный корсет, защищающий внутренние органы. Соланас отсидела в тюрьме три года, а остальное время провела в психбольнице. В работах Энди появилась тема смерти, а история с покушением в итоге стала сюжетом для фильма - «Я стреляла в Энди Уорхола», 1995 год.
По мнению искусствоведов, работы Энди Уорхола являются самыми продаваемыми, им уступают даже работы Пабло Пикассо. Так, самая дорогая картина называется «Серебряная автокатастрофа (двойное бедствие)» (1963) и стоит 105 миллионов долларов. А общая стоимость проданных на аукционах картин Энди Уорхола в 2013 году составила более 427 миллионов долларов.